среда, 18 февраля 2015 г.

"Мощи у нас изымает нерелигиозная организация, требуя вскрывать гробницы и снимать одежды".

Интервью первоиерарха Российской Православной Автономной Церкви Митрополита Суздальского и Владимирского ФЕОДОРА Порталу Кредо.ру


- На днях Вы получили постановление судебных приставов об изъятии у РПАЦ мощей Суздальских святых. Что сейчас происходит в Суздале?

Митрополит Феодор: Да, мы получили это постановление. В течение пяти дней мы должны добровольно передать мощи Теруправлению Росимущества с участием приставов. Они утверждают, что мощи находятся в моем доме — в нашей домашней церкви. Поэтому лично я должен их передать, так как это «мое имущество», хотя я всегда говорил, что это не мое имущество. Я никогда его не получал, я никогда им не владел.

Также непонятно, что именно надо передавать. В постановлении не говорится прямо о мощах, останках святых людей, а об «объектах, именуемых как мощи». При этом рака мощей и священные одежды, которые там есть, им вроде бы не нужны. Но это же надругательство над местом захоронения.

Кроме того, вызывает вопросы тот факт, что мощи изымает нерелигиозная организация. Совершенно непонятно, что она с ними будет делать. Тем более что если открыть сайты, посвященные продаже мощей, то там много соответствующих объявлений. Что будет с этими мощами, которые в какой-то момент останутся без присмотра верующих?


- Распространено убеждение, что мощи у Вашей Церкви отбирает РПЦ МП…

- Московская патриархия не проявляет никакого интереса к этим мощам. Они в суд не подавали, это сделало государство, которое заявляет, что носит светский характер.

Важно заметить, что суд не определил, что именно нужно передавать — что за объекты, в каком количестве. Мы писали даже в Конституционный суд, только один из судей которого смог написать свое независимое мнение – о том, что мощи святых не могут быть предметом имущественных отношений. Остальные просто отмахнулись от нас. Таким образом теперь даже останки людей являются чьей-то собственностью. Это нонсенс, наверное.

- Эти мощи находятся в Вашей Церкви достаточно давно. Почему раньше их никто не отбирал?

- До 2000 года никому эти мощи не были нужны, да и суды решали многие споры в нашу пользу. С 2000 года мы ни разу не выиграли в суде, за исключением Арбитражного суда, который постановил, что мощи не могут быть предметом судебного разбирательства. А теперь Конституционный суд решил, что суд имеет право рассматривать вопрос о том, какие мощи ценные, а какие нет. Что обязывает меня как гражданина совершить осквернение места захоронения — ведь вскрытие гробниц, разоблачение покойника является уголовно наказуемым деянием.

Если бы было постановление «изъять» - тогда еще ладно. А тут - «отдать». Они говорят, что «вы верите в это, так отдайте предмет своей веры». Как я могу отдать предмет своей веры? Это звучало в судах.

Когда судьям это нужно было — на суде «Pussy Riot», например — судьи даже соборные правила Церкви цитировали. Но в нашем случае ни суздальский судья Фиткевич, ни судьи Конституционного суда уже не могут цитировать ни постановлений Вселенских Соборов, ни других церковных правил.

Надо еще добавить, что в настоящий момент очень много частиц мощей святых Евфимия и Ефросинии Суздальских находятся в храмах Московской патриархии. Как они туда попали? Очевидно ведь, и эти мощи подпадают под решение суда о передаче государству всех «объектов», которые так именуются.

Беседовал Владимир Ойвин

Комментариев нет:

Отправить комментарий