вторник, 2 июня 2015 г.

Свмч. Павел Адельгейм. Духовное движение в Церкви; смысл понятия.

Духовное движение не возникает посредством циркуляра учрежденной власти, но непосредственным действием Святого Духа. Иначе оно не выразит соборность Церкви. Оно будет “очередным мероприятием” церковной администрации.

 Церковь призвана быть “источником воды, текущей в жизнь вечную” (Ин 4:14), и стяжать силу Духа всей своей полнотой. Духовная жизнь христианина и духовная жизнь Церкви по своей природе исполнены благодатной силы. “Духа не угашайте”, - заповедует апостол (1 Фес 5:19). Господь Иисус Христос многократно призывает бодрствовать, быть готовыми к встрече с Ним. Апокалиптические чаяния являются изначальным и непреходящим переживанием христиан. Духовное движение можно назвать возрождением, когда Народ Божий - иерархия, клир и миряне - отзовется на него всей своей полнотой. Едва ли можно говорить о возрождении, пока духовное движение лишено хотя бы одной из трех составляющих церковной полноты. Ни одну из них никто и ничто не может заменить.

Говоря о духовном движении в Церкви, мы постулируем ее разделение на участвующих и не участвующих в этом движении. Здесь есть очевидная опасность чуждой Церкви элитарности. В притче о десяти девах Господь разделяет дев на мудрых, запасшихся елеем, и неразумных, от которых “затворены быша двери” брачного пира (Мф 25:10). Духовное движение в Церкви не может быть понято в таком смысле, ибо это означало бы разделение Церкви на “своих” и “чужих”.

Ссылка на монашество, исихазм, нестяжателей, на общины и братства подчеркивает не разделение, а “различение действий, даров и служений, которые производит в Церкви Бог один и тот же”. Апостол заповедует обогащать Церковь различными дарами: “Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?.. Ревнуйте о дарах больших” (1Кор 12:4-6, 29-31). Духовные движения в Церкви различают служения и дары, “производимые одним и тем же Духом, разделяющим каждому особо, как Ему угодно”. Они обоснованы Божественным Откровением и являют богатство соборности. Эти служения могут быть личными или коллективными, например служение клира.

М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2003. - 56 с.
ISBN 5-89100-050-4