вторник, 18 октября 2016 г.

Наталья Шевчук. Решается судьба не владыки Мстислава, а целой УАПЦ

Информационные агентства разместили сообщение о том, что руководство Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) не станет подвергать каноническому наказанию своего архиерея и его клириков после публикации видео, на котором они зафиксированы в нетрезвом состоянии на вечеринке с девушками и дракой. Почему? Потому что УАПЦ заявляет, что пока не является канонически признанной Поместной Церковью мирового православия и поэтому не имеет канонических ограничений для своих клириков.
При этом агентства ссылаются на текст  Президента Фонда памяти Блаженнейшего митрополита Мефодия (УАПЦ) Наталии Шевчук, как на официальную позицию УАПЦ.
Сама автор текста говорит, что у информационных агентств отсутствует чувство юмора.


- Госпожа Наталья, вчера вы сделали довольно странное заявление. А касалась она скандала, вокруг архиепископа Мстислава, видеозапись о похождениях которого в кабаке увидели миллионы зрителей телеканала «1 + 1». Ваша логика такова: хотя владыка Мстислав и его клирики и нарушили церковные каноны, их поступок можно покрыть любовью. А дальше ... самое интересное. Мол, поскольку УАПЦ является непризнанным церковным сообществом, выполнять священные каноны для ее клириков - необязательно.

- УАПЦ действительно сейчас является непризнанной церковной юрисдикцией. Более того, нет каких-либо признаков того, что УАПЦ когда самостоятельно, не участвуя в объединительных процессах, получит каноническое признание. Но из этого, конечно, не следует, что наша Церковь не должна жить в соответствии с канонической традиции. Напротив, Церковь непризнанная, но такая, которая стремится такого признания, УАПЦ должен обращать особое внимание на то, чтобы не выходить за пределы канонического поля. Стоит понимать, что игнорируя каноны, мы обрекаем свою Церковь на существование вне православного мира ...

- Но то, что Вы говорите сейчас прямо противоречит Вашему вчерашнему заявлению.

- В моей вчерашнем заявлении содержался вполне заметный элемент иронии. Я бы даже сказала троллинга, его целью было не дать возможность церковному руководству УАПЦ замять это дело. Мы черным по белому написали: поведение архиепископа Мстислава противоречит монашеским обетом безбрачия и целомудренного жизни. А также целому ряду канонов, которые были публично нарушены. В частности 27-м, 42-м и 54-м правилам святых апостолов ... И одновременно призвали Собор не рассматривать дело Мстислава и оставить епископа-гуляку без наказания. Люди не заметили в моих словах иронии. И возмутились. Мне даже звонили по этому поводу ... И такая небезразличная реакция на случившегося меня весьма радует. Отрадно, свидетельствует о том, что наша церковная общественность устала жить в ситуации, когда христианская мораль обязательно для выполнения в Церкви только для верующих, но имеет чисто теоретический характер для высшего духовенства.

- Но в современном мире мало кто разбирается в канонах.

- Возможно для верующих это и не в крайне нужно. Я и сама особо не разбираюсь в этом. А вот будущие священнослужители изучают предмет каноническое право в семинариях. Это что-то вроде правил дорожного движения: незнание канонов не освобождает от ответственности. Более того - может привести к катастрофе.

- Собственно нечто подобное и произошло, потому что сюжет телеканала «1 + 1» был чем-то вроде репутационной катастрофы для УАПЦ.

- Во вторник, как заявил Митрополит Макарий, предстоит Архиерейский Собор. И если этот Собор вынесет Мстиславу «выговор с занесением в личное дело», но оставит его в Тернополе, то это будет конец для репутации УАПЦ в обществе. В своем вчерашнем заявлении я просила, чтобы к Архиепископу Мстиславу отнеслись с христианской любовью и милосердием. Не буду опровергать эту просьбу. Любовь и милосердие нужны во всем и для всех. Но милосердного отношения требует и наша Церковь, ее репутация. Если сейчас сделать вид, что ничего не произошло, то это будет не милосердно по отношению к душам наших прихожан.

Что именно вчера увидели верные УАПЦ? Люди, которые, «запрещают» им употреблять молочные и мясные продукты в среду на пятницу, гуляют по кабакам с «веселыми девушками» в день Воздвижения Честного Креста Господня. У людей шок ... Они не могут принять такого лицемерия. Человек, призывающий с амвона к христианской сдержанности, сам ведет себя хуже язычника, хуже атеиста!

- Думаю для многих увиденное было шоком ...

- К сожалению, это не первый случай, когда клирики собора Рождества Христова шокируют паству своим поведением. Взять хотя бы «соратника» владыки Мстислава по драке в кабаке - о. Игоря СЕМИРОЗУМ. Этот человек назначен Мстиславом на должность настоятеля Собора. И это несмотря на то, что он уже участвовал в драках . Даже с оружием в руках, как это, по сообщениям СМИ, имело место в Збараже 21 апреле 2012 г.. Теперь о «танцах народов СССР» в кабаке. Конечно - это стыд. На такое можно смотреть только с болью в сердце. Но это по крайней мере не подлость. А вот отношение архиепископа Мстислава к своему предшественнику по Тернопольской кафедре - Блаженнейшему Митрополиту Мефодию - это подлость ...

- Радикальные слова ...

- Но я за них отвечаю. Посмотрите на то, в каком состоянии находится могила Митрополита Мефодия. Забор, плита с высеченным на ней крестом и датой рождения. Все это выглядит вполне прилично. Но почему на этой плите нет даты смерти?

- Это была воля покойного Митрополита Мефодия?

- Конечно же нет. Дело в том, что все это подготовил для себя сам Митрополит Мефодий. Плита, ограждение, дата рождения - все это было сделано при его жизни и его средства. А единственное, что требовалось сделать его преемнику - это вырезать дату смерти.

- И этого сделано не было?

- Да. Посмотрите сами на могильную плиту. У владыки Мстислава есть время, средства и вдохновения проводить вечера и ночи в известном молодежном баре Тернополя. Но у него не было ни времени, ни вдохновения, ни средств выполнить волю покойного в Боге Предстоятеля УАПЦ и по крайней мере вырезать на его могильной плите дату его кончины..-

 - Не хватает слов ...

- Вот такое отношение к человеку, к иерарху, который дал тебе все - путевку в жизнь, епархию, храм, где ты отправляешь богослужения, - я и называю подлостью. Подло относиться так к живым ... А относиться так к усопших - подлость в квадрате ... А это еще не все. Фонд памяти Митрополита Мефодия несколько раз ставил перед Тернопольской властью вопрос о наименовании одной из улиц Тернополя в честь митрополита Мефодия. Мы просили власти помочь нам и с созданием Музея памяти новейшей церковной истории, где бы нашлось место для экспозиции личных вещей владыки Мефодия. И каждый раз слышали в ответ: идея прекрасная, но почему против этого владыка Мстислав?

- И действительно почему?

- Это вопрос не ко мне, а к нашему «герою». Неофициально владыка Мстислав передавал нам, что он, мол, выполняет волю своего руководителя - Митрополита Макария. Но доказательств этому у нас нет. Однако, даже если предположить, что чествованию памяти почившего Предстоятеля противодействует действующий Предстоятель... Например по причине исторических ревности. Или потому, что ему не нравится наш Фонд. Так вот, даже если это правда, - какова цена тебе как архиерею, если ты не можешь защитить правду? Не хочешь делать Музей совместно с Фондом? А почему не делаешь сам? .. Боишься церковного руководства? А почему не боишься его и Самого Господа Бога, когда гуляешь по кабакам, крутишь в танце девушками и глумишся над канонами?

- Каноны, которые вы перечислили во вчерашнем заявлении ...

- Вы можете легко найти их содержание в сети интернет. Там говорится о недопустимости для клирика находиться в кабаке (корчме), а также о наказании за пьянство и рукоприкладство, то есть участие в драке. Я - простая верующая. И мне трудно сказать, какое именно наказание должно налагаться за такие вещи в современных условиях. Каноны называют очень жесткие формы наказания. До многолетних отлучений. Вот, к примеру, 27-е правило святых апостолов, касается случаев, когда епископ или какой-то другой клирик поднимает руку на другого человека. Цитирую: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных, или неверных, обидевших их, лишать священнического сана. Ибо вовсе не учили нас этому. Напротив, " Когда Его злословили, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, а передавал то Судьи Праведному " (1 Пет. 2, 23)».

Кадры, где владыка Мстислав участвует в драке, наносит удары кулаком по голове, видела вся страна. И что? Забыть об этом? Сделать вид, что каноны и сама христианская мораль, мол, не касается УАПЦ? .. А вот другой канон, который публично нарушил владыка Мстислав и его «соратники». Правило 42 апостолов: «Епископ, или пресвитер, или диакон что пристрастие к играм или пьянства, или да престанет, или да будет извержен». Не мое дело, как простой верующая делать канонический анализ поведения владыки Мстислава и его осуждать. Это дело Архиерейского Собора.

Единственное, что я могу здесь сказать: такие вещи не могут оставаться незамеченными. Иначе УАПЦ просто превратится в «отстойник», куда будут стекаться изгнанные из других конфессий проходимцы и воры.

- Что же делать? Как по Вашему мнению, должен поступить Архиерейский Собор?

- По правде. Сегодня решается не судьба владыки Мстислава, а судьба целой УАПЦ. Нельзя закрывать глаза на то, что в воскресенье видела вся Украина ... Мне говорили, что Архиепископ Мстислав и его клирики размахивали в кабаке удостоверениями капелланов Вооруженных Сил Украины. Что ж, если это правда, то они бы могли искупить свою вину на Востоке ... Здесь, правда, тоже есть моральный вопрос. АТО - это не Сибирь, не место ссылки. Это - живые люди, это лучшие сыновья Украины, которые защищают ее суверенитет. А значит, мы должны отдавать им не худших, не хлам, а лучших - лучших епископов и священников среди клира Автокефальной Церкви.