пятница, 15 августа 2014 г.

Свящ. Георгий Эдельштейн. И еще о святых или не святых.



Его Преосвященству,
Преосвященнейшему Ферапонту,
епископу Макарьевскому

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

В девяностые годы прошлого века и в нулевые годы века нынешнего доводилось мне время от времени встречаться и беседовать с неким господином средних лет, именовавшим себя епископом (потом архиепископом, потом митрополитом) Готфским Амвросием фон Сиверсом, Первоиерархом Истинных Православных Христиан (ИПХ).
Лидеры других групп ИПХ (тоже катакомбных) рассказывали мне на конференции в Черниговском университете года три назад, что подлинное имя Первоиерарха – Алексей Борисович Смирнов, что он – прохвост: взял в каком-то банке ссуду три миллиона и удрал в Швецию.


Изволися в начале нынешнего века тому Первоиерарху и всему Освященному Собору ИПХ причислить к лику святых «Богом благословенного Вождя» Адольфа Гитлера.
«Будем умолять Всемилостивого Господа, да дарует Он русскому народу своего – русского православного Вождя, который огнем и мечом искоренит жидомасонскую гидру с многострадальной земли русской. Как говорил св. новомуч. ген. П.Н. Краснов: «Нам нужен наш – русский православный Гитлер!» («Русское Православие», № 1 (15) 1999 г., с. 2. Подписано: «Редакция»)



Какие-то другие наши современники страстно мечтают причислить к лику святых совдеповского Фюрера  Иосифа Сталина. Весьма желательно заодно с ним и «легендарного полководца»  маршала Георгия Жукова.
И.Сталин, говорят, к блаженной Матронушке Московской в 1941 г. ездил. Она велела ему не уезжать из Москвы, предсказала, что немцы не возьмут ни Сталинград, ни Ленинград. «Ты победишь!» - пророчествовала Матронушка.
Согласно правдивейшим воспоминаниям дочери маршала Марии Георгиевны, Жуков тоже был шибко верующим православным христианином. Его жизнь – свидетельство прозорливости Великого Старца.
«Потом ты рассказал мне, как Дмитрий Донской сражался на Куликовом поле, а преподобный Сергий благословил его, сказав: «Ты победишь». Откуда ты черпал уверенность в победе?... Кто же был твоим Сергием? Таким человеком, как стало известно, был последний оптинский старец Нектарий. В 1925 году Нектарий благословил Жукова, сказав, что везде будет сопутствовать ему победа: «Ты будешь сильным  полководцем». («Листки Святогорского монастыря». Выпуск № 3, 2005 г., с. 32) «Как стало известно» - неопровержимый источник, никто, никогда, никак не оспорит.
Дмитрия Донского уже причислили. Чем Георгий Жуков хуже?
Беда не в том, что дочь обращается с письмами к давно умершему отцу-безбожнику и фальсифицирует историю: не она первая, не она последняя, пусть об этом судят специалисты. Беда, что эту прокоммунистическую ахинею распространяют по миру наши православные газеты и журналы. Вот ещё одна статья из того же национал-патриотического издания. (Редактор «Листков» игумен Макарий (Швайко). Печатаются по благословению митрополита Псковского и Великолукского Евсевия).
«Сталин вызвал к себе митрополитов – Сергия (Страгородского) и Алексий (Симанского), и обещал им исполнить все требования, которые передал митрополит Илия. В этот самый критический момент войны, когда уже был готов приказ о сдаче Ленинграда, когда правительство эвакуировалось из Москвы, и казалось, что нет никакой возможности спасти страну, из Владимирского собора г. Ленинграда была вынесена Казанская икона Божией Матери и обнесена с крестным ходом вокруг города. Молебны были отслужены в Москве и Казанская икона доставлена в Сталинград. Когда в 1942 году завязалась Великая Сталинградская битва, икона находилась в расположении наших войск», «Знаменитое Сталинградское наступление наших войск 19 ноября 1942 года началось молебном перед Казанской иконой, тогда перед сигналом к наступлению легендарный маршал Жуков сказал: «С Богом!» (там же, с. 5)
Потом в статье рассказывается, что в 1943 г. И.Сталин опять вызвал, но уже не двух, а трёх митрополитов, что «были открыты 20 тысяч (!) храмов». И так страница за страницей, без тени улыбки.
Игумен Макарий пишет в предыдущей статье: «Горе тем, кто хочет оболгать, исказить и осмеять историю нашей Родины. Они собирают на свою голову гнев Божий». Аминь, отец Редактор.

Какие-то третьи чудотворцы (тоже, разумеется, горячие патриоты России и православные христиане) уже успели келейно, не уведомив Священный Синод, канонизировать царя Ивана IV Грозного, раздают в храмах и на автовокзалах иконы, (это, де, копия древней фрески Новоспасского монастыря), акафист, молитву.

Я считаю своим долгом обратиться к Вашему Преосвященству потому, что один из священников нашей епархии в 2005 г. опубликовал книгу «Царь всея Руси Иоанн IV Грозный». Автор не назван, выходных данных нет. Я беседовал по телефону с этим священником о книге в 2010 году.
Меня не интересует ни имя и фамилия автора, ни содержание его книги. Но я категорически возражаю против утверждения, что апология Ивана IV и опричнины, прославление золотоордынской  тирании, отрицание ценности человеческой личности и свободы, равенства во Христе иудея и эллина может быть названо христианской историософией.
На первой же странице автор пишет: «Рекомендовано в качестве учебного пособия для высших и средних учебных заведений в сфере светского и духовного образования». Это ложь. Автор – человек невежественный, он не умеет даже составить библиографию к курсовой или дипломной работе. Если он пожелает, я готов указать десятки недопустимых ошибок в его библиографии.
В аннотации на той же странице говорится: «На основе глубокого научного анализа исторических фактов в книге освещена православная точка зрения на события русской истории XV-XVI веков; преодолеваются идеологические штампы, заимствованные из западноевропейской и советской историографии». Именно против такой недобросовестной рекламы книги я возражаю. Точка зрения данного автора в той же мере православная, как деяния Освященного Собора ИПХ, канонизировавшего А.Гитлера.
Апология любого деспота, любого тирана, любого садиста, будь то Гитлер, Ленин, Сталин, Пол Пот или Иоанн IV, преодолевает не «западноевропейские» и уж никак не «советские» штампы, а штампы (если автору угодно пользоваться этим словом) христианские. Стыдно даже повторять азбучную истину, что для христианского историка нравственная оценка поступков любого деятеля является первичной. Поэтому Н.М. Карамзин считал правление Ивана IV и опричнину столь же благотворными для Руси, как татарское иго. Аналогично оценивали Ивана IV славянофилы. И выражение «советские штампы» - то ли невежество, то ли наглая ложь: вся большевистская историография (более подходящий термин – пропаганда), начиная с соратника В.И. Ленина М.Н. Покровского и злобного антихристианина Р.Ю. Виппера (хотя он не очень «советский») – это апология  Грозного. И.В. Сталин очень высоко ценил Ивана IV: самый аморальный в политике за тысячу лет правитель Руси и непревзойдённый лицедей – бесценный образец для нашего Генсека.
Считаю нужным повторить: я не полемизирую с автором. Если бы он не повторял назойливо, что это православная оценка Ивана IV и его «кромешников»-опричников, я не сказал и не написал бы ни слова об этой книге, как не писал и не говорил ничего о творениях А.П. Баркашова,  митрополита Иоанна (Снычёва), В.Г. Манягина.
«Уроки царствования Иоанна Васильевича настолько современны и важны для русских людей, живущих в начале XXI века, а история его правления настолько туманна и оболгана, что мы считаем своим долгом ознакомить читателя с православной точкой зрения на события этой эпохи. Аминь», - заканчивает анонимный автор своё предисловие. Действительно, уроки царствования А.Гитлера, В.Ленина, И.Сталина, Ивана IV современны и важны для людей, живущих в XXI веке. И обсуждать их следует честно и открыто, а не анонимно.
Покорнейше прошу затронуть этот вопрос на епархиальном собрании в любой форме по усмотрению Вашего Преосвященства.


священник Георгий Эдельштейн
с. Карабаново
14 декабря 2013 г.

Источник: g_edelstein