вторник, 7 октября 2014 г.

Cвятитель Иоанн, архиепископ Сан-Францисский: Историко-догматическая справка о непогрешимости Церкви

Свойством НЕПОГРЕШИМОСТИ истинной Церкви Христовой, как учат о том Святые Отцы и как живо свидетельствует о том самая история Христианской Церкви, покоится на ее СВЯТОСТИ (см. курсы Догматического Богословия Митрополита Макария, Архиепископа Филарета, Епископа Сильвестра и Протоиерея Н. Малиновского), и это СВОЙСТВО НЕПОГРЕШИМОСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ ВСЕЙ ЦЕРКВИ В ЕЕ ЦЕЛОМ –  в том смысле, что  НИКОГДА ВСЯ ЦЕРКОВЬ В ЦЕЛОМ  НЕ СМОЖЕТ ОТСТУПИТЬ ОТ ИСТИНЫ, ИБО ЭТОГО НЕ ДОПУСТИТ ДУХ СВЯТЫЙ.


Эта непогрешимость Церкви проявляется в твердом и неизменном хранении богопреданной истины – того Божественного учения о вере и благочестии, которое изначала было принято св. Церковью от Ее Божественного Основателя Господа Иисуса Христа и Святых Апостолов.

Что касается отдельных частей Церкви, хотя бы то были и соборы епископов, то им НИКОГДА НЕ УСВОЯЛОСЬ СВОЙСТВО НЕПОГРЕШИМОСТИ, И ОНИ МОГЛИ ПОГРЕШАТЬ,  и действительно, как свидетельствует нам история, иногда погрешали – как только позволяли себе ОТСТУПИТЬ ОТ ЭТОЙ БОГОПРЕДАННОЙ ИСТИНЫ, принятой ВСЕЮ церковью.
Постановления Вселенских Соборов потому и признаются непогрешимыми, что ОНИ УТВЕРЖДАЛИ ЭТУ ИМЕННО БОГОПРЕДАННУЮ ИСТИНУ, ХРАНИМУЮ ВСЕЮ ЦЕРКОВЬЮ, а не вводили чего-либо нового, почему они и могли с полным правом употреблять Апостольскую формулу: «ИЗВОЛИСЯ ДУХУ СВЯТОМУ И НАМ» ( Деян. 15, 28).
Но наряду с такими Вселенскими и Поместными Соборам, утверждавшими истину, мы знаем и иные соборы епископов, которые отступили от истины, хотя некоторые из них претендовали даже на то, чтобы именоваться «вселенскими».
Таковы, несомненно, отступившие от истины соборы епископов, были:
1) Собор в Антиохии 340 года, постановивший исключить из Никейского Символа Веры слово «единосущный»;
2) Собор в Арелате в 353 году, на коем император Констанций принудил западных епископов, вслед за восточными, осудить столпа Православия – Св. АФАНАСИЯ, Архиепископа Александрийского, Великого;
3) Собор в Милане в 355 году, подписавший по принуждению имп. Констанция, осуждение этого великого столпа Церкви Святителя АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО;
4) Соборы в Аримине (западный) и в Селевкии (восточный) в 359 году, на которых слово «единосущный» Никейского Символа Веры было заменено термином «подобосущий»;
5) Собор в предместье Халкидона «при дубе» в 403 году, на котором был осужден великий вселенский учитель и святитель Св. ИОАНН ЗЛАТОУСТ;
6) Второй такой же собор, вторично осудивший Св. ИОАННА ЗЛАТОУСТА;
7) Ефесский собор 449 года, под председательством Александрийского патриарха Диоскора, вынесший решение в пользу еретика Евтихия и претендовавший на именование «вселенского», но вошедший в историю Церкви под именем «разбойничьего»;  
8) Константинопольский собор 814 года при императоре Льве Армянине, который «отменил» постановления Седьмого Вселенского Собора, осудившего иконоборчество;
9) Толедский собор 589 года, внесший в Символ Веры «Филиокве»;
10) Ахенский Собор 809 года под председательством Карла Великого, утвердивший внесение «Филиокве» в Символ Веры;
11) Унийные Соборы – Лионский 1274 года, Флорентийский 1437-1439 гг. и Брестский в Юго-Западной Руси в 1596 году, которые ввели унию с отпавшим от Православия папским Римом.
Уже если эти немалочисленные примеры достаточно сильно свидетельствуют о том, что далеко не все Соборы Епископов выносят свои постановления по «ИЗВОЛЕНИЮ ДУХА СВЯТАГО», а потому и не могут претендовать на признание их непогрешимости.
Непогрешимы лишь те Соборы Епископов, которые выносят постановления, во ВСЕМ СОГЛАСНЫЕ С БОГОПРЕДАННОЮ ИСТИНОЮ, свято и неизменно хранимою Церковью.
Соборы же, которые выносят постановления, попирающие эту истину, не только не могут почитаться непогрешимыми, но и сами подлежат осуждению, причем тут не имеет уже никакого значения ни высота сана, ни «большинство голосов», а одно  только СТОЯНИЕ В ИСТИНЕ, примеры чего дает нам та же история Церкви, когда Истину отстаивали ПРОТИВ «БОЛЬШИНСТВА» только немногие отдельные борцы за Истину, каковы, например, были: Св. АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ, ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК, СВ. МАРК ЕФЕССКИЙ.
Вышесказанное подчеркивает и весьма авторитетное у нас, заслуживающее общее признание в Православной Церкви, ПОСЛАНИЕ ВОСТОЧНЫХ ПАТРИАРХОВ 1848 г., когда говорит буквально так:
«У  НАС НИ ПАТРИАРХИ, НИ СОБОРЫ НИКОГДА НЕ МОГЛИ ВВЕСТИ ЧТО-НИБУДЬ НОВОЕ, потому что ХРАНИТЕЛЬ БЛАГОЧЕСТИЯ у нас есть САМОЕ ТЕЛО ЦЕРКВИ, то есть САМЫЙ НАРОД, который всегда желает сохранить веру свою НЕИЗМЕННОЮ И СОГЛАСНОЮ С ВЕРОЮ ОТЦЕВ ЕГО».
Прекрасным подтверждением этого является и наша русская отечественная история. В то время, как в Юго-Западной Руси в XVI столетии епископы изменяли св. Православию, переходя в унию с папским Римом, только рядовой верующий народ защищал св. Православие и, путем тяжкой борьбы, хранил его. Нечто подобное мы видели и в самое последнее время, в годы революции: в то время, как епископы и священники нередко становились «живоцерковниками» и «обновленцами», только простой верующий народ отстаивал и отстоял св. Православную веру и Церковь.
Утверждение, якобы каждый Собор Епископов является НЕПОГРЕШИМЫМ, как изрекающий свои определения по «ИЗВОЛЕНИЮ ДУХА СВЯТАГО», противно учению святой Православной Церкви и есть ни что иное, как своеобразная попытка позаимствовать  насадить у нас латинское лжеучение о ПАПСКОЙ НЕПОГРЕШИМОСТИ – лжеучение, являющееся несомненной ЕРЕСЬЮ, а потому для нас, православных, совершенно неприемлемое.